У нас есть история

Здесь мы хотим сказать пару слов о плейбек-театре в целом и о нашем театре в частности.

Итак, плейбек-театр придумал замечательный человек по имени Джонатан Фокс. И случилось это в 70-е годы в США. Предпосылкой такого театра стала жизнь Джонатана в непальской деревушке, где он провел более двух лет. Из Непала Джонатан вернулся с томящим чувством того, что европейская культура забыла нечто очень важное. И каждый из нас пытается это найти. Чувство племени. Чувство, что меня знают и я знаю других. Чувство семейности, которое объединяет людей вокруг. В архаических обществе для этого использовалась устная традиция, сейчас мы называем это искусство сторителлингом.

Huehn-Photo-DSC_0521После Непала Фокса попросили организовать один праздник, и он предложил зрителям рассказывать истории из жизни, а его помощники разыгрывали эти истории на сцене. Если бы Джонатан был не американцем, а, например, жителем Древней Греции то он бы обязательно закричал: «Эврика!»

Потому что атмосфера, которая сложилась на том празднике, была той ниточкой, которая соединила современного жителя мегаполиса с позабытым чувством соседской близости с каждым человеком вокруг.

Так зародился плейбек-театр. Конечно, после этого были годы блужданий, поиска подработок, неверия и разочарования. Но вот, в Австралии услышали новую идею, вот уже труппу Джонатана зовут в Европу. И вот, сотни плейбек-театров существуют по всему миру. И даже у нас в Украине, в чудесном городе на берегу реки Днепр, городе, который звался Катеринославом, ну, а теперь — Днепропетровскрм.

1255457990_author_photoКаким же ветром занесло плейбек к нам? Очень просто. Роман Кандибур как-то проводил мастер-классы по сказкотерапии на фестивале «Тавале» в Харькове. Там он встретил Игоря Любитова, который зачаровал Романа словом «плейбек-театр». Точнее, он зачаровал его не словом,  а переживанием, которое испытываешь, когда смотришь на сцену, а там играют твою жизнь.

И было это в далеком 2009-м. По возвращении Роман, охваченный горячкой плейбек-театра, пытался найти выход сумасшедшей идее, с которой он соприкоснулся в Харькове. В книжном магазине чудом оказалась единственная книга «Играем реальную жизнь в плейбек-театре» автора Джо Салас — жены Джонатана Фокса. Эта книга и один мастер-класс Игоря Любитова — вот и все, что было у ребят в самом начале. Как скажет потом Йозеф Паради: «Кто бы мог подумать, что для ребят из Днепропетровска одной книжки будет достаточно, чтобы сделать настоящий плейбек-театр». На что Роман Кандибур ему ответит: «Одна книжка и два года репетиций».
RomaIgorНо это будет лишь через два года, а тогда в октябре 2009-го Роман взахлеб делится идеей плейбек-театра с Игорем Лужанским, его лучшим другом, замечательным актером киевского театра МИСТ, и IT-гением по совместительству. По счастливому стечению обстоятельств Игорь тогда жил в Днепропетровске, сменив столицу на родной город. Друзья, перебивая друг-друга и споря до хрипоты, составляют план первой репетиции, которая так и не состоится, потому что у Романа начнется первая в жизни ангина.

«Шаманская болезнь» — скажет позже Стас Шапошников, его напарник по движению Этнодрайв. Шаманская или нет, мы не знаем, но не смотря на отмену первой репетиции, состав театра на удивление быстро собрался и началась работа.
Ощупью, зачитывая до дыр книгу Джо Салас, ругаясь на чем свет стоит, ошибаясь, сплачиваясь, ребята двигались в сторону настоящего плейбек-театра.
И вот, первый перформанс. Со слов Марины Журавской, актрисы театра: «Я ходила на репетиции, но до конца так и не могла понять, как это работает, пока мы не выступили на масленице Детского центра Кандибура». Отец Романа, Георгий Романович Кандибур — первый в Днепропетровске начал заниматься ранним развитием детей. Стараниями Георгия Романовича и его ученицы Оксаны Шкурченко был создан первый Детский центр, который стал родоначальником всех остальных центров раннего развития в Днепропетровске. И вот, несмотря на свой статус и сложность масленичной выездной программы, Оксана зовет ребят выступить перед родителями, которые уже уложили своих детей спать. Дрожали колени, запинался голос ведущего, но ребята сделали свое дело, все в зале стали немного ближе друг к другу, стали соседями. Многие из семей уже не посещают детский центр, но продолжают ездить на масленицу, на которой традиционно выступает Днепропетровский плейбек-театр «Соседи».
Откуда же у нашего театра появилось такое название?
x_53dcba61Как-то раз Игорь и Рома ехали в поезде в одно из своих традиционных путешествий. Сидели они на боковушке плацкартного вагона, пили чай из подстаканников и, как всегда, спорили о миссии плейбек-театра и параллельно пытались придумать название для своего театра. И вот, Игорь говорит: «Если мы должны сделать так, чтобы зрители стали ближе друг к другу, то в каком качестве? Как кто? (пауза) Как соседи! Давай, так и назовемся?» И самое удивительное что Рома, который редко соглашался с Игорем и частенько делал так, что его слово оказывалось последним, вдруг сказал: «Супер. Так и назовемся!»
И не успел театр отыграть свой первый перформанс, как нас уже подарили. К Роме подошла Вика Филина и сказала: «Я хочу сделать подарок на День рождения своему мужу, он ангел». Подарок и подарок — мы не стали сопротивляться. Выступили. И тогда…
x_02a14112«Соседи» начинают регулярно давать перформансы под общим названием «Соседские истории». И все чаще на них приходит молодой человек, в очень стильной и загадочной одежде. У него всегда есть история, он первый поднимает руку. И что это были за истории!!! Этого зрителя звали Владимир Хуповой — именно ему нас подарили на День рождения. И да — он ангел.
Вова едет с ребятами в Киев, где они встречаются с их будущим куратором нью-йоркской школы по плейбек-театру, Йозефом Паради. И вот тогда все алхимические элементы встали на свои места. Рома понял это, когда Хуповой выступил вместе с ними в холле культового театра «Дах». А случилось это как-то вечером после мастер-класса Йозефа. Кандибур тащит всех в «Дах», утверждая, что это лучший авангардный театр Украины. Актеры с трудом прорываются внутрь, располагаются в уютном холле театра и спустя 40 минут ожидания им говорят, что по техническим причинам спектакль не состоится. Ребята ждут еще 30 минут, убеждая всех вокруг и себя, в первую очередь, что это такой режиссерский ход. Но спектакль и правда отменили и тогда актеры говорят несостоявшимся зрителям: «Эй! Мы, плейбек-театр «Соседи», приглашаем вас на наш перформанс, который состоится прямо здесь и сейчас». И дают перформанс в холле театра «Дах».

z_be4d17afПервый состав «Соседей» отличала неуемная энергия и почти родственные отношения между актерами. Роман считает, что апогеем первого состава стало признание театрального сообщества Днепропетровска, когда плейбекеры выступиои на фестивале «Театральная сессия«.
Вот они, наши имена: Игорь Лужанский, Роман Кандибур, Ольга Волкова, Алена Шабаева, Татьяна Хоменко, Марина Журавская, Анна Тимофеева, Владимир Хуповой, Анна и Никита Бобневы.
Kjg2En0EUjkВсе течет все меняется, и благодаря семейной атмосфере театр охватила эпидемия беременности (которая сопровождает наш театр на протяжении всей его истории), Игорь Лужанский переехал в Донецк, где мы помогли ему основать донецкий плейбек-театр. Первый состав донецкого плейбек-театра назывался «Там где мы», но после некоторого периода жизнедеятельность ребята переименовались в «Кибитку»

jLY2BjoKrcsПришли новые актеры, которые сейчас уже мастера плейбек-театра.
Сейчас наши имена такие: Роман Кандибур, Татьяна Хоменко, Владимир Хуповой, Батыр Азимов, Марина Журавская, Мария Корниенко, Анна и Валерий Погореловы.
Мы закончили нью-йоркскую школу плейбек-театра, нам прислали красивые сертификаты с размашистой подписью Джонатана Фокса. Основали при театре студию, участвуем в социальных и международных программах. А еще мы репетируем и репетируем. Недавно приобрели сценический свет. И конечно, нас зовут в разные места, чтобы мы сыграли историю зрителя. Иногда это корпоратив, иногда фестиваль, конференция, больница, детский дом. Но, как и на первом перформансе, у нас все еще дрожат коленки, у ведущего запинается голос, а музыканту кажется, что он забыл все ноты. Но, не смотря на это, когда завершается перформанс, зрители в зале становятся хоть немного ближе друг к другу. Становятся Соседями.

logo_tsvet


Comments are closed.